Государственное регулирование автомобилестроительной отрасли Казахстана создает барьеры, затрудняющие вход на данный рынок новых участников. В 2020 году в нормативные правовые акты внесены ряд поправок, создающие барьеры на получение инвестиционных преференций в отрасли автомобилестроения (статья 244-1 Предпринимательского кодекса РК, с 2022 года продублирована в статье 63 нового Закона РК «О промышленной политике»).
Барьеры в нормах сформулированы в виде требований для юридических лиц, выполнение которых позволяет последним заключать соглашения о промышленной сборке (далее - СОПС) с МИИР РК. Наличие данного соглашения является основанием на получение инвестиционных преференций в виде освобождения от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогами в соответствии с налоговым законодательством РК, возврат утилизационных платежей, заключения долгосрочных договоров о государственных закупках, а также участия в программе лизингового финансирования.
Одним из требований, предусмотренных подпунктом 1) пункта 2 статьи 63 Закона РК «О промышленной политике», для заключения СОПС в отношении производства седельных тягачей, автобусов, специальной техники и грузовых автомобилей - является наличие производственной мощности предприятия потенциального автопроизводителя не менее 10 тыс. единиц в год. По данным КазАвтоПром, такой критерий не соответствуют существующей емкости рынка Казахстана. Для справки: в прошлом году казахстанскими предприятиями было выпущено: СемАЗ – не более 4 000 ед., КАМАЗ - Инжиниринг – не более 2 000 ед., Hyundai Trans Auto – не более 1 000 ед. коммерческой техники.
Другим требованием, предусмотренным подпунктом 2) пункта 2 статьи 63 Закона РК «О промышленной политике» для заключения СОПС является наличие производственных активов у потенциального автопроизводителя. Если в 2021 году достаточно было инвестировать в производство коммерческой техники 750 000 МРП (около двух млрд. тенге), то с текущего года данный критерий увеличен в пять раз – 3 500 000 МРП (более десяти млрд. тенге).
Что примечательно, согласно приказу Заместителя Премьер–Министра – Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 11 июня 2010 года №113, обязательными условиями соглашения о промышленной сборке при производстве моторных транспортных средств товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ЕАЭ, являлось обязательство юридического лица в течение шести месяцев с даты подписания соглашения сформировать производственные активы на сумму не менее 500 миллионов тенге.
Таким образом, с 2020 года наблюдается регулярное ужесточение требования по наличию производственных активов. При этом, в ходе рассмотрения законопроекта о промышленной политике в Парламенте РК, ни инициатором, ни уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности не было предоставлено обоснование по увеличению данного порога. Тогда как по данным членов КазАвтоПром, для организации полного цикла производства коммерческой техники, отвечающего всем стандартам крупнейших мировых брендов, требуются значительно меньше инвестиций
Суть таких требований нами воспринимается как барьер на появление новых участников рынка автомобилестроения, ведь любое требование для инвестора осуществить значительные первоначальные капитальные вложения, не соотносящиеся с емкостью рынка, при длительных сроках окупаемости этих вложений – является антиконкурентным.Не предоставление субъектам рынка равного доступа к мерам государственной поддержки, ограничение доступа к мерам государственной поддержки для новых субъектов рынка, предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, или создание неблагоприятных или дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами – запрещаются и признаются антиконкурентными действиями согласно статьи 194 Предпринимательского кодекса РК.
В целях исключения данных требований из вышеупомянутого Закона, КазАвтоПром обратился в Национальную палату предпринимателей РК «Атамекен» для их включения в Реестр проблемных вопросов.
Также, заслуживает внимания положение пункта 3 статьи 63 Закона РК «О промышленной политике», в которой зафиксирована формулировка («При выполнении ранее принятых условий и обязательств соглашения (многостороннего соглашения) о промышленной сборке моторных транспортных средств…»), которая разрешает заключать многосторонние соглашения только с компаниями, ранее в период с 2010 по 2020 годы заключавшие соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств и окончившие свое действие 31 декабря 2020 года. Таким образом, компании, заключившие соглашения о промышленной сборке после 31 декабря 2020 года, не вправе осуществлять кооперацию.
В целом, данная норма регулирует отношения при заключении многосторонних соглашений о промышленной сборке транспортных средств между государством и несколькими изготовителями транспортных средств.
Промышленная кооперация при производстве транспортных средств является общемировой практикой, когда технологические процессы распределены между специализированными производителями, для увеличения цепочки добавленной стоимости (локализации), снижения себестоимости и выпуска более доступного продукта.
Однако, указанная норма не позволяет кооперироваться компаниям, заключившие соглашения о промышленной сборке после 31 декабря 2020 года.
В целях рассмотрения целесообразности наличия вышеупомянутого барьера, КазАвтоПром обратился в Совет по барьерам при Антимонопольном органе по городу Нур-Султан для включения данного вопроса в Карту барьеров.
Республика Казахстан, г. Астана ул. Динмухамеда Конаева, 10, БЦ "Emerald Tower", этаж 16 офис 1601
ПН-ПТ: 9:00-18:00,
обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота и воскресенье