24 января т.г. в Министерство национальной экономики РК и НПП «Атамекен» КазАвтоПром направило ряд предложений в проект Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2025 года (далее Концепция):
на странице 11 в части текста «Слабые стороны» предложено добавить подпункт 11 следующего содержания:
«11. Нестабильность законодательства».
В части текста «Сильные стороны», предложено исключить пункт 1 «1. Повышенное внимание со стороны государства к вопросу привлечения инвестиций в рамках реализуемой государственной политики.».
Обоснование: правила поведения на рынке автомобилестроения государство меняет ежегодно и не в пользу новых инвесторов. Так, до 2020 года для получения инвестиционных преференций действовали одни правила, в 2020 году в рамках Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам улучшения бизнес климата» правила кардинально изменили в сторону ужесточения (см. ст.244-1 ПК РК), в конце 2021 года в рамках Закона РК «О промышленной политике» данные правила вновь прошли корректировку – инициаторы добавили новые невыполнимые требования (см. ст.63, 64, 65).
Постоянно меняющаяся регулиторика в той или иной отрасли – это либо недальновидность чиновников, либо лобби монополистов. В том или ином случае, последствия негативным образов влияют на инвестиционную привлекательность и экономику страны в целом. К примеру, на рынке автопрома Казахстана за последние два года не появилось ни одного инвестора - рынок по выпуску новых легковых автомобилей можно сравнивать с рынком олигополии. Для справки: за последний год в Казахстане наблюдается неспособность отечественного автопрома легковых авто удовлетворить значительную часть имеющегося спроса, при этом цены выросли на 35-45%, к примеру, в 2020 году стоимость таких моделей, как LADA GRANTA или Chevrolet Nexia составляла в районе 3,2 млн. тенге, сегодня стоимость данных моделей составляют около 5,2 млн. тенге.
Также, КазАвтоПром выразило протест простив тезиса «о повышенном внимании со стороны государства к вопросу привлечения инвестиций». Вышеописанная ситуация на рынке автопрома свидетельствует какое «повышенное» внимание уделяют чиновники к вопросу инвестиций. Дело в том, что КазАвтоПром неоднократно и своевременно обращалось во все уровни государственной власти, направляло соответствующие экспертные заключения. Сказанное сводится к тому, что если государство действительно уделяло бы повышенное внимание к вопросу привлечения инвестиций, то прислушивалось бы к мнению экспертного сообщества.
КазАвтоПром предложило дополнить абзацем следующего содержания:
«Ключевым инструментом реализации государственной политики, является нормотворческая деятельность. Качество разрабатываемых законопроектов напрямую влияет на инвестиционную привлекательность государства.
По своей сути, качество нормативных правовых актов зависит не только от их юридической проработки, но и от всестороннего рассмотрения социальной, экономической, финансовой составляющих, а также влияния законопроекта на общество.
Однако, наблюдается ситуация, когда на стадии рассмотрения законопроектов в Мажилисе, поправки, не предусмотренные правительственными законопроектами, государственные органы или субъекты рынка олигополии вносят «через» и «от имени» депутатов. Таким образом, избегаются определенные законодательством обязательные процедуры разработки нормативных правовых актов (далее - НПА), в том числе согласования с общественностью, бизнес сообществом, проведения анализа регуляторного воздействия (АРВ). По сути, такая практика – лоббирование интересов отдельных лиц (монополистов). Для общества и экономики страны это выливается в серьёзную проблему (появление рынка олигополии).
Ярким примером служит появление в 2020 году новой статьи 244-1 Предпринимательского кодекса РК, предложенной депутатами на стадии рассмотрения Законопроекта РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата». Объемная по своей структуре данная норма касается вопросов соглашения о промышленной сборке. С ее введением, требования для новых участников рынка были ужесточены (один из примеров – без технико-экономического обоснования, наличие производственных активов с 2 млрд. тенге увеличен до 52 млрд. тенге). Тем самым, исключительное право на получение всех мер государственного стимулирования предоставлено только действующим двум автопроизводителям.
В конце 2021 года в рамках Закона РК «О промышленной политике» аналогично (требование по наличию производственных активов с 2 млрд. тенге был увеличен до 10 млрд. тенге) для новых инвесторов производства грузовой и специальной техники был установлен барьер.
Как показывает практика, депутаты от имени которых вносятся и принимаются такие антиконкурентные нормы, в последующем ответственности не несут, как в принципе, не несут ответственности и члены правительства, выдаваемые положительные заключения на антиконкурентные поправки. Важно понимать, что чувство безответственности за принимаемые законодательные акты порождает появление новых положений и предпочтений в угоду монополистов.».
КазАвтоПром предложило закрепить следующие моменты:
В случае, если указанные инициативы будут закреплены в нормативных правовых актах, а механизмы реализованы на практике, то разработчики НПА и депутаты, чувствуя не только социальную, но и юридическую ответственность за принимаемые нормы, будут принимать качественные и работающие законы на благо общества.
Республика Казахстан, г. Астана ул. Динмухамеда Конаева, 10, БЦ "Emerald Tower", этаж 16 офис 1601
ПН-ПТ: 9:00-18:00,
обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота и воскресенье