В настоящее время в обществе активно обсуждается тема утилизационного сбора, которая в целом разделилось на два мнения: первое - поддерживающее сохранение действующих ставок утилизационных платежей, второе – ратующих за их отмену или снижения до 100 000 тенге.
КазАвтоПром, как одна из ассоциаций в автомобильной отрасли, по данному вопросу выражает следующее экспертное мнение.
Для справки, КазАвтоПром:
- создан представителями казахстанской автомобилестроительной отрасли для эффективного выполнения задач, способствующих развитию отечественной автомобильной промышленности и производства компонентной базы для увеличения местного содержания;
- состоит в экспертных советах при Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан, Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и еще 5-ти министерствах страны;
- имеет пяти летний накопленный опыт в работе с государственным сектором, институтами развития и участниками автомобилестроения;
- включен в Рабочую группу по рассмотрению ставок утилизационного сбора на транспортные средства и сельхозтехнику.
Всем известно, что главная цель утилизации - это снижение негативного эффекта на окружающую среду, то есть по автомобилям утилизационные платежи должны быть направлены на организацию переработки морально и технически устаревшей техники.
Однако, введение утилизационного сбора в Казахстане связывают с заградительной мерой от ввоза в страну автомобилей, которые не соответствуют экологическим требованиям, а также поддержкой отечественного автопрома.
Такие меры практикуются во многих странах, при условии наличия совершенной конкуренции на товарном рынке, где государство в целях поддержки отечественных производителей вводит заградительные меры.
Спрос на новые легковые автомобили отечественной сборки в Казахстане во многом обеспечен действием утилизационного сбора. Об этом свидетельствует статистика, согласно которой, доля продаж легковых автомобилей отечественной сборки возросло с 25% в 2015 году до 65-70% сегодня.
Вместе с тем, за последний год в Казахстане наблюдается неспособность отечественного автопрома легковых авто удовлетворить значительную часть имеющегося спроса, при этом цены выросли на 35-45%, к примеру, в 2020 году стоимость таких моделей, как LADA GRANTA или Chevrolet Nexia составляла в районе 3,2 млн. тенге, сегодня стоимость данных моделей составляют около 5,2 млн. тенге.
Все это привело к недоступности автомобилей для населения и серого импорта.
Таким образом, отсутствие возможности удовлетворить значительную часть имеющегося спроса, при том, что цены остаются завышенными - это индикаторы рынка олигополии.
В большей степени, такому явлению могло поспособствовать действие заградительной меры при не совершенной конкуренции в секторе производства легковых авто.
При всей этой ситуации, немаловажным также является и то, что от всей доли рынка продаж новых легковых автомобилей, только 5% проданных автомобилей собраны по методу мелкоузловой сборки, оставшиеся 60% - крупноузловым методом.
Согласно подпункту 12) пункта 9 Правил по определению страны происхождения товара…, утвержденного МТИ РК от 13.07.2021 г. № 454-НҚ, условиями, не отвечающими критериям достаточной переработки товара для придания ему статуса произведенного в Республике Казахстан, являются операции по сборке товара из отдельных, не производимых заявителем узлов и деталей, в том числе монтаж, клепка, запрессовка, склеивание, соединение крепежными изделиями (болтами, гайками, винтами, шурупами и другими метизами), ручная пайка паяльником/паяльной станцией, выполнение которых не требует применения специальных навыков, предназначенных для выполнения таких операций или разборка товаров по частям.
Изложенное свидетельствует, что стимулировать путем возврата утилизационного сбора вышеупомянутые 60% автопрома, которые не соответствуют критериям для признания отечественной продукцией, является неравным условием в конкуренции по отношению к новым импортным автомобилям.
Если применить к импортным легковым автомобилям освобождение от утилизационного сбора, то динамика цен становится в пользу граждан:
Hyndai Sonata Style2.0 |
Toyota Camry Classic+2.0 |
Kia Rio Style 1.6 |
VW Polo Status 1.6 |
12 590 000 |
13 820 000 |
8 190 000 |
9 142 800 |
0 |
(утильсбор) 1 072050 |
0 |
(утильсбор) 1072050 |
12 590 000 |
12 747 950 |
8 190 000 |
8 070 750 |
Из таблицы видно, что цены на транспортные средства отечественной сборки и цены на импортные автомобили выравниваются. Это несмотря на то, что в стоимости импортной техники включены затраты (НДС, таможенная пошлина), от которых освобождены отечественные автомобили.
Учитывая изложенное, КазАвтоПром предлагает модифицировать ставку утилизационного платежа исходя из расчёта стоимости утилизации одной единицы транспортного средства.
Что касается стимулирования автопрома, то в соответствии со статьей 65 Закона РК «О промышленной политике» для отечественного автомобилестроения предусмотрен достаточный пакет льгот и преференций, которые дают действующим автозаводам достаточное конкурентное преимущество.
Что касается ставок утильсбора на коммерческую технику
Данный сегмент является наиболее перспективным с точки зрения локализации, т.к. грузовой автомобиль – это, по сути, шасси и надстройка.
В мире представлено множество видов кузовов и надстроек специального назначения, один только самосвальный тип кузова имеет более 10 вариации исполнения. На сегодняшний день в Республике Казахстан налажено полноценное производство около 10 типов, из сложных это мусоровозное оборудование и пожарная машина, а также самосвальные кузова и фургоны.
Практически все эти автомобили реализуются как готовый автомобиль, при этом, эффективность транспортного средства определяют технические показатели именно надстройки. Следует обратить внимание и на то, что стоимость кузова в окончательной стоимости транспортного средства может достигать более 50% от стоимости шасси транспортного средства.
Для справки: развитие кузовостроения в Республике Казахстан имеет очень большой потенциал:
- на сегодняшний день в нашей стране уже налажено производство основных компонентов необходимых для производства кузовов, это и отечественный металл, лакокрасочная продукция, кабеля, гидравлические масла, РВД и т.д.
- производство кузовов не требует наличия индивидуального специализированного оборудования, достаточно иметь 4-5 основных видов станков, способных производить комплектующие сразу для нескольких типов кузовов, т.е. создание полноценного производства автомобильных кузовов не требует больших инвестиции как в автомобилестроении.
В качестве примера из международного опыта, после нескольких неудачных попыток создать собственный автомобильный бренд, Турция пошла путем развития именно отрасли кузовостроения. На сегодняшний день данная страна является одним из мировых лидеров по производству и экспорту кузовов, при этом доля местного содержания достигает 90%. Мы также наблюдаем данные тренд и в Российской Федерации, где за последние несколько лет было налажено глубокая локализация производства кузовов и надстроек.
Таким образом, КазАвтоПром предлагает модифицировать ставку утилизационного платежа на коммерческую технику и сохранить действующие меры стимулирования автопроизводителей, но только на те модели, по которым налажены операции по надстройке (сварке и окраске кузовов и кабин) на территории Республики Казахстан.
В случае же принятия отраслевыми министерствами решения по унификации ставок утилизационного сбора со ставками стран-партнёров по ЕАЭС, КазАвтоПром считает целесообразным распространение инструментов господдержки по модельно - на технику, производство которой локализовано на 50%, и далее по принципу: чем больше локализация, тем больше поддержка от государства. Аналогичное стимулирование производителей за счет утилизационных сборов внедрена в соседней России, там дополнительную господдержку получают только те модели (грузовая техника, легковые авто и сельхозтехника), которые имеют локализацию 50% и выше. Внедрение такого механизма в Казахстане будет стимулом для дальнейшего углубления локализации.
Касательно ставок утильсбора на сельхозтехнику
На сегодняшний день в Казахстане действует широкий набор инструментов господдержки отечественных производителей сельхозтехники, таких как освобождение от НДС и таможенной пошлины. Данный сегмент машиностроения затрагивает вопросы продовольственной безопасности страны и оказывает существенное влияние на стоимость продуктовой корзины.
В связи с этим, также считаем целесообразным снижение ставок утилизационного сбора исходя из расчёта стоимости утилизации.
Официальную позицию КазАвтоПром направило в адрес Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан и Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан 26 января 2022 года.
Объединение юридических лиц «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром». РК, г. Астана, ул. Кунаева, 10 БЦ «Emerald Tower», офис 1601, БИН 150840020250
Электронная почта: info@kazautoprom.kz, Телефон: 8 (7172) 73-45-63, 73-45-60
Республика Казахстан, г. Астана ул. Динмухамеда Конаева, 10, БЦ "Emerald Tower", этаж 16 офис 1601
ПН-ПТ: 9:00-18:00,
обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота и воскресенье