Действующее законодательство о государственных закупках в целях защиты внутреннего рынка или поддержки отечественных товаропроизводителей, позволяет правительству применить механизм защиты от внешней конкуренции, именуемое изъятием из национального режима.
При изъятии из национального режима, весь государственный сектор страны обязан закупать товары отечественного производства. Производитель таких товаров находится в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг (далее – Реестр ОТП). Документом, подтверждающимпроизводство товара производителем для включения его в данный Реестр, является Индустриальный сертификат, который в свою очередь, выдается Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2022 года №49 «О некоторых вопросах установления изъятия из национального режима» на два года установлено изъятие из национального режима. В перечень товаров машиностроения вошли комбайны, тракторы, седельные тягачи, автобусы, легковые и грузовые автомобили, а также спецтехника (далее - Перечень). В итоге, с 14 февраля текущего года, госпредприятия и учреждения Казахстана не вправе закупать технику иностранного происхождения.
КазАвтоПром, как одна из ассоциаций в автомобильной отрасли, по данному вопросу выражает следующее экспертное мнение.
С одной стороны, данное решение правительства о введения вышеуказанного механизма нацелено на обеспечение загрузки имеющихся производственных мощностей, а также на сохранение рабочих мест, в целом стимулирующих дальнейшее развитие отечественного машиностроения. Но с другой стороны, такие не нерыночные подходы правительства формирует у автомобилестроителей иждивенческие ожидания по отношению к государству. В Казахстане изготовителям транспортных средств оказывается большая помощь в виде налоговых и таможенных льгот, возврата утильсбора, льготных кредитов и т.д. Такие преференции никак не мотивируют отечественный бизнес проявить предпринимательскую инициативу, которая, например, позволила бы создать особый инновационный продукт, пользующимся высоким спросом во всем мире.
Сегодня спектр продукции отечественного автомобилестроения представлен для рынка Казахстана в виде различных видов и модификаций автотехники, однако это тот же импорт иностранной техники в Казахстан, но только без оплаты таможенных пошлин, НДС и утилизационных сборов.
Согласно подпункта 5) пункта 3 действующих Правил по определению страны происхождения товара…, утвержденные приказом МТИ РК от 13 июля 2021 года №454-НҚ, страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке. Поэтому та техника, которая выпущена методом крупноузловой сборки, трудно назвать отечественной.
При этом следует отметить, что вышеупомянутое решение Правительства запрещает государственную закупку импортной техники по 56 кодам ТН ВЭД ЕАЭС, которые разделены на 325 позиций по кодам ЕНС ТРУ. Суть сводится к тому, что к примеру, если в Казахстане подвергнуто достаточной обработке/переработке только 2 модели легковых автомобилей, на правильном ли пути государство, которая по сути стимулирует крупноузловую сборку, запрещая закупку импортной техники.
Директор по правовым вопросам
КазАвтоПром А. Сергалиев
08.04.2022г.
Республика Казахстан, г. Астана ул. Динмухамеда Конаева, 10, БЦ "Emerald Tower", этаж 16 офис 1601
ПН-ПТ: 9:00-18:00,
обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота и воскресенье