Экспертные заключение на вышеуказанный проект Комплексного плана по развитию машиностроительной отрасли (разработчик Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан) направлен на устранение неравного доступа к мерам государственной поддержки в отрасли автомобилестроения.
Суть действующих норм статьей 63 и 65 Закона РК «О промышленной политике» в том, чтобы новые автопроизводители не смогли получить доступ к государственным преференциям и в стране не появились новые участники автомобилестроения. К примеру, новый инвестор должен иметь производственные активы в размере 12 млрд. тенге (по нашим данным, общая стоимость организации сборочного производства для выполнения мелкоузловой сборки транспортных средств (CKD), включая стадии сварки и окраски кузова, на практике составляет всего 2,2 млрд. тенге).
Такое требование является чрезмерно завышенным - при текущих и даже долгосрочных объемах рынка, организация производства с таким объемом инвестиций является заведомо нерентабельной.
Также, экспертное заключение направлен на снижение госсектора в отрасли. Не секрет, что доминирование государственного сектора в национальной экономике приводит к ограниченной конкуренции между субъектами экономической деятельности и снижает общую конкурентоспособность казахстанских предприятий. В отрасли машиностроения имеются случаи участия государства в качестве учредителей. Например, в составе учредителей АО «СарыАркавтомпром» находятся АО «Baiterek Venture Fund» и АО «Банк Развития Казахстана», что влияет на избирательное покровительство со стороны государства и проявления фаворитизма в отношении данной компании. На практике это привело к повышению требований для новых участников рынка автомобилестроения, с июля 2020 года на законодательном уровне ежегодно принимаются нормы, которые устанавливают различные барьеры на доступ к получению государственных преференций, тем самым закрывается вход на рынок.
Очевидно, что подобные нормы появляются не случайно и благодаря покровительству государства предприятиям автомобилестроения с участием государства в качестве учредителя.
В этой связи, КазАвтоПром предлагает в Комплексном плане указать данные проблемы, и меры по их решению.
Республика Казахстан, г. Астана ул. Динмухамеда Конаева, 10, БЦ "Emerald Tower", этаж 16 офис 1601
ПН-ПТ: 9:00-18:00,
обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота и воскресенье