Итоги 2017 года в автопроизводстве: в Казахстане выпущено 19 547 автотранспортных средств на сумму 149,8 млрд тенге
Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» информирует о результатах работы автопроизводителей республики за 2017 год.
По итогам минувшего года на территории Казахстана было произведено 19 547 единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 149,8 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель в 2,5 раза.
Производство легковых автомобилей выросло в 3,2 раза, достигнув значения 16 789 ед. Из них 11 412 ед. (68%) приходится на долю АО «АЗИЯ АВТО», а 5 377 ед. (32%) было выпущено ТОО «СарыаркаАвтоПром».
Выпуск автобусной техники (648 ед.) по итогам отчетного периода превысил показатель годичной давности в 1,8 раз. Производство специализированной автотехники (238 ед.) выросло в 1,5 раза. Выпуск грузовых автомобилей (1 634 ед.) сократился на 9,5%.
В разрезе регионов наибольшую долю в структуре производства автотехники занимает Восточно-Казахстанская область (11 809 ед.; или 60,4%). За ней следуют Костанайская (5 883 ед.; 30,1%), Акмолинская области (828 ед.; 4,2%), г.Алматы (546 ед.; 2,8%) и Карагандинская область (5 ед.; 0,03%).
По результатам декабря 2017 года с конвейеров казахстанских предприятий сошло 2 576 единиц автотранспортных средств, это в 2,2 раза выше результатов 2016 года (1 169 ед.).
Сбыт отечественных автозаводов по итогам 2017 года достиг 19 007 единиц, что на 54,3% выше прошлогоднего значения (12 320 ед.). Рыночная доля предприятий казавтопрома возросла до 37,4% против 26,3% в аналогичный период минувшего года.
Доминирующую позицию в сегменте автомобилей локальной сборки занимает АО «АЗИЯ АВТО» – 12 730 проданных автомобилей, или 67% суммарного сбыта отечественной техники. ТОО «СарыаркаАвтоПром» было реализовано 4 550 единиц (доля в сегменте – 24%). Далее в рейтинге сбыта продукции отечественных автопроизводителей расположились АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (667 ед.; 3,5%), ТОО «СемАЗ» (548 ед.; 2,9%), ТОО «HyundaiTransAuto» (424 ед.; 2,2%) и ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» (88 ед.; 0,5%).
Пятёрку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам 2017 г. составили Lada (9470 ед.), Hyundai (1958 ед.), KIA (1895 ед.), Chevrolet (1364 ед.) и JAC (693 ед.). В список марок, предлагаемых отечественными предприятиями, вошли также Ravon (643 ед.), Skoda (331 ед.), SsangYong (289 ед.), Peugeot (207 ед.) и Geely (27 ед.).
Рейтинг продаж легковых автомобилей локального производства возглавили модели бренда Lada: Lada 4x4 (4238 ед.), LadaGranta (1766 ед.) и LadaLargus (1637 ед.). Список популярных у казахстанцев моделей также дополнили LadaVesta (931 ед.), HyundaiElantra (876 ед.), HyundaiTucson (842 ед.), Ravon Nexia (643 ед.), LadaXRAY (504 ед.), JACS3 (474 ед.) и ChevroletTracker (441 ед.).
1 530 автомобилей в 2017 году были приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. На их долю пришлось 8% продаж легковых автомобилей локального производства.
В рамках программы по выкупу старых автомобилей казахстанцы сдали на утилизацию 34 221 единицу техники. С начала действия второго этапа программы утилизации ВЭТС было выдано 7 238 скидочных сертификатов на покупку новых транспортных средств. Всего в автосалонах страны было использовано 5 206 сертификатов, на которые казахстанцы приобрели 2 848 автомобилей отечественного производства.
По итогам отчетного периода 1 484 автомобиля (7,8% отраслевого сбыта) было отправлено на экспорт в Китай, Россию, Беларусь и Таджикистан. Основная часть зарубежных продаж (81,5%; 1 209 ед.) пришлась на машины Lada, поставляемые заводом «АЗИЯ АВТО» на рынок КНР. Также за рубеж были поставлены 203 единицы грузовой коммерческой техники Hyundai, 66 легковых автомобилей JAC, 4 автомобиля SsangYong и 2 автобуса марки Daewoo.
Вклад предприятий отрасли в структуру ВВП республики по итогам 2017 года составил 149,8 млрд тенге (+39% к показателю годичной давности), что значительно превосходит аналогичные цифры фармацевтической и легкой промышленности. Инвестиции предприятий автопрома в основной капитал по итогам 2017 года достигли 5,4 млрд тенге против 2,1 млрд тенге годом ранее.
Казахстанские предприятия, занятые продажами и производством автомобильной техники, обеспечили налоговые поступления в бюджет республики в размере 44,5 млрд тенге, что в 2,4 раза выше значения 2016 года.
ОЛЕГ АЛФЁРОВ,
председатель правления
Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром»:
«В 2017 году двухлетний спад казахстанского автопроизводства сменился устойчивым восстановительным ростом. На фоне показателей годичной давности объемы выпуска выросли в 2,5 раза и превзошли уровень 2015 года на 29%. При этом декабрь 2017 года стал самым результативным месяцем на трехлетнем отрезке.
Сбыт автомобилей локальной сборки в 2017 году рос в 9 раз быстрее рынка в целом, а доля казавтопрома в продажах легковой техники достигла исторического максимума в 37%.
В год 15-летнего юбилея отрасли автопроизводители совершили прорыв и на экспортном фланге: почти 1,5 тысячи машин было поставлено за рубеж. 82% из них – проданы на рынке Китая.
Предприятия отрасли расширили портфель предложений до 140 моделей 19 брендов, представили пилотные партии автомобилей на электрической тяге и приступили к внедрению проектов цифровизации.
Достигнутые результаты обусловлены прежде всего стабилизацией макроэкономического фона: сырьевой и валютный сектора не принесли болезненных сюрпризов, ВВП республики в минувшем году продемонстрировал 4%-ный рост. Стоит подчеркнуть, вклад автопрома в валовый внутренний продукт страны вырос на 39% и приблизился к отметке 150 млрд тенге.
В 2018 году мы ожидаем роста производственных объемов не менее чем на четверть. Драйверами дальнейшего восстановления отрасли станут не только расширение продуктовой линейки, но и госпрограммы, адресованные покупателям казахстанских автомобилей. Речь о втором этапе программы утилизации и третьем транше льготного автокредитования, уже доступном казахстанцам».
Итоги работы автоиндустрии Казахстана в 2017 году
TOP-10 легковых моделей локального производства
№ | Модель | Продажи, ед. | Доля, % |
---|---|---|---|
1 | LADA 4x4 | 4 238 | 22,3 |
2 | LADA Granta | 1 766 | 9,3 |
3 | LADA Largus | 1 637 | 8,6 |
4 | LADA Vesta | 931 | 4,9 |
5 | Hyundai Elantra | 876 | 4,6 |
6 | Hyundai Tucson | 842 | 4,4 |
7 | Ravon Nexia | 643 | 3,4 |
8 | LADA XRAY | 504 | 2,7 |
9 | JAC S3 | 474 | 2,5 |
10 | Chevrolet Tracker | 441 | 2,3 |
Продажи легковых моделей локального производства
в разрезе брендов
№ | Бренд | Продажи, ед. | Доля, % |
---|---|---|---|
1 | LADA | 9 470 | 49,8 |
2 | Hyundai | 1 958 | 10,3 |
3 | KIA | 1 895 | 10,0 |
4 | Chevrolet | 1 364 | 7,2 |
5 | JAC | 693 | 3,6 |
6 | Ravon | 643 | 3,4 |
7 | Skoda | 331 | 1,7 |
8 | SsangYong | 289 | 1,5 |
9 | Peugeot | 207 | 1,1 |
10 | Geely | 27 | 0,1 |
Продажи в разрезе заводов-производителей
/все категории автотранспортных средств/
№ | Производитель | Продажи, ед. | Доля, % |
---|---|---|---|
1 | АЗИЯ АВТО | 12 730 | 67,0 |
2 | СарыаркаАвтоПром | 4 550 | 24,0 |
3 | КАМАЗ-Инжиниринг | 667 | 3,5 |
4 | СемАЗ | 548 | 2,9 |
5 | Hyundai Trans Auto | 424 | 2,2 |
6 | Daewoo Bus Kaz. | 88 | 0,5 |
Экспортные поставки автомобилей
локального производства в разрезе брендов
№ | Бренд | Продажи, ед. | Экспортный рынок |
---|---|---|---|
1 | LADA | 1 209 | Китай |
2 | Hyundai | 203 | Россия, Беларусь, Кыргызстан |
3 | JAC | 66 | Россия, Таджикистан |
4 | SsangYong | 4 | Россия |
5 | Daewoo | 2 | Россия |
Производство легковых и грузовых автомобилей, автобусов
в разрезе регионов
№ | Регион | Продажи, ед. | Доля, % |
---|---|---|---|
1 | Восточно-Казахстанская обл. | 11 809 | 60,4 |
2 | Костанайская обл. | 5 883 | 30,1 |
3 | Акмолинская обл. | 828 | 4,2 |
4 | г.Алматы | 546 | 2,8 |
5 | Карагандинская обл. | 5 | 0,03 |