Казахстанский автопарк сократился на 2,6% с начала года
Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» информирует о структуре парка транспортных средств по состоянию на 1 июля 2020 года.
По данным органов адмполиции в Казахстане на учете состоит 4 млн 382 тыс транспортных средств всех типов. На долю легковых и легких коммерческих автомобилей приходится 3 млн 631 тыс единиц техники, или 82,9 %. Далее следуют грузовая техника (417,6 тыс ед.; 9,5%), прицепы и полуприцепы (206,2 тыс ед.; 4,7%), автобусы (69,9 тыс ед; 1,6%) и мототехника (56,5 тыс ед.; 1,3%).
С начала 2020 года парк транспортных средств Казахстана сократился с 4,5 млн. ед до 4,4 млн ед.
(-2,2%). Сокращение коснулось всех типов ТС и обусловлено постепенных выходом из эксплуатации изношенной техники. Количество легковых и легких коммерческих автомобилей снизилось на 2,7%, грузовых автомобилей (на 3,1%), прицепов и полуприцепов (на 0,9%), автобусов (на 6,8%), мототехники (на 3,4%).
Средний возраст парка ТС в течение I полугодия 2020 г. снизился незначительно – с 20,6 до 20,3 лет. За отчетный период средний возраст легковых автомобилей сократился с 19,9 до 19,5 лет, грузовиков – с 24,6 до 24,2 лет, прицепов – с 24 до 23,3 года, автобусов – с 18,5 до 18,1 года, мототехники – с 30,3 до 29,6 лет.
Возрастная структура парка легковых автомобилей свидетельствует о превалировании устаревшей техники. Так, половину автопарка занимают транспортные средства старше 20 лет (1,82 млн ед.; 50%), от 11 до 20 лет – 783,7 тыс ед. (21,6%), от 8 до 10 лет – 286,1 тыс ед. (7,9%), от 3 до 7 лет – 585,1 тыс ед (16,1%), в возрасте менее 2 лет – 160,8 тыс ед. (4,4%).
Наибольшей популярностью среди казахстанских автовладельцев пользуется LADA. На долю российской марки приходится 19,6%, или 712,2 тысяч автомобилей. Следом идут Toyota c долей 13,6% (493,4 тыс ед.), Volkswagen (7,8%; 283,3 тыс ед.), Audi (5,8%; 211,5 тыс ед.), Mercedes-Benz (4,9%; 177,2 тыс ед.), GAZ (4,2%; 153,1 тыс ед.), Mitsubishi (4,1%; 150,3 тыс ед.), Nissan (4,1%; 148,6 тыс ед), Hyundai (3,5%; 128,6 тыс ед.) и Москвич (3,3%; 119,2 тыс ед.).
В региональном разрезе наибольший парк транспортных средств всех типов находится в г. Алматы (693,9 тыс ед.; 15,8%), Туркестанской области (включая г. Шымкент) (467,9 тыс ед.; 10,7%), Алматинской области (437 тыс ед.; 10%), Восточно-Казахстанской области (353,7 тыс ед.; 8,1%) и г. Нур-Султане (349,8 тыс ед.; 8%).
Уровень автомобилизации в Казахстане неуклонно падает. В 2017 году этот показатель составлял 211 легковых автомобилей на 1 000 жителей республики, в 2018 – 207 ед., 2019 – 202 ед.
По состоянию на 1 июля 2020 г. уровень автомобилизации в стране снизился до отметки 194 автомобиля на 1 000 жителей. Наибольшая плотность легковых автомобилей зафиксирована в городах Алматы – 323 ед. и Нур-Султане – 269 ед., Северо-Казахстанской области – 239 ед., Акмолинской области – 222 ед. и Восточно-Казахстанской области – 210 ед.
АРТУР МИСКАРЯН,
Директор по стратегическому планированию
Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром»:
«Численность автопарка страны продолжает непрерывно сокращаться, за минувшее полугодие количество транспорта снизилось на 2,6%. Такая динамика характерна для казахстанского автопарка продолжительное время, за последние три года его сокращение составило 3,4%. На протяжении 5 лет снижается уровень автомобилизации, сегодня на 1000 жителей страны приходится лишь 194 автомобиля.
Программы льготного кредитования и утилизации выведенной из эксплуатации техники, направлены на омоложение автопарка страны и повышение уровня автомобилизации. Вместе с тем, казахстанские производители готовы обеспечить население новыми автомобилями, которые соответствуют современным требованиям по пассивной безопасности и экологическим стандартам.
Однако упомянутые программы, при их сегодняшнем ресурсном обеспечении, не способны переломить многолетнюю тенденцию старения и сокращения автопарка. Решение проблемы возможно лишь при более интенсивном финансировании этих механизмов».
Парк автотранспортных средств РК, (на 1 июля 2020)
Возрастная структура парка легковых автомобилей
№ | Модель | Количество, тыс ед. | Доля, % |
---|---|---|---|
1 | менее 2 лет | 160,8 | 4,4 |
2 | 3-7 лет | 585,1 | 16,1 |
3 | 8-10 лет | 286,1 | 7,9 |
4 | 11-20 лет | 783,7 | 21,6 |
5 | свыше 20 лет | 1815 | 50 |
6 | ИТОГО | 3 631 |
Легковые и легкие коммерческие автомобили
в разрезе брендов
№ | Бренд | Кол-во, тыс ед. | Доля, % |
---|---|---|---|
1 | LADA | 712,2 | 19,6 |
2 | Toyota | 493,4 | 13,6 |
3 | Volkswagen | 283,3 | 7,8 |
4 | Audi | 211,5 | 5,8 |
5 | Mercedes-Benz | 177,2 | 4,9 |
6 | GAZ | 153,1 | 4,2 |
7 | Mitsubishi | 150,3 | 4,1 |
8 | Nissan | 148,6 | 4,1 |
9 | Hyundai | 128,6 | 3,5 |
10 | Москвич | 119,2 | 3,3 |
Прочие | 1 053,6 | 29,0 | |
ИТОГО | 3 631 |
Структура парка транспортных средств
№ | Тип ТС | Кол-во, тыс ед. | Доля, % |
---|---|---|---|
1 | Легковые | 3631,5 | 82,9 |
2 | Грузовые | 417,6 | 9,5 |
3 | Прицепы | 206,2 | 4,7 |
4 | Автобусы | 69,9 | 1,6 |
5 | Мототехника | 56,5 | 1,3 |
6 | ИТОГО | 4 382 |