Об объединении
Участники
Членство
Отраслевое соглашение
Пресс-релизы
События
Контакты
СОЮЗ ПРЕДПРИЯТИЙ
Автомобильной отрасли Казахстана

Предложение КазАвтоПром на проект Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан до 2026 года

         24 января в адрес НПП «Атамекен», КазАвтоПром направило ряд предложений на проект Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан до 2026 года (далее Концепция):

         1. Обязательное согласование при разработке всех уровней нормативных правовых актов, в том числе поправок депутатов на стадии рассмотрения законопроектов в Мажилисе ПРК, с антимонопольным органом на предмет выявления антиконкурентных норм. Отрицательное заключение антимонопольного органа на ту или иную норму нормативного правового акта должно стать для инициатора поправки или нормы обязательным для ее исключения из НПА или приведения в соответствие с учетом такого заключения.

          Данное предложение обосновывается тем, что зачастую государственные органы при разработке нормативных правовых актов, принимают положения, в которых содержатся антиконкурентные нормы или барьеры для входа на рынок новых участников рынка. К примеру, в статье 63 Закона РК «О промышленной политике» принята ничем не обоснованная норма, согласно которой для получения инвестиционных преференций новым участниками рынка автомобилестроения грузовой и спецтехники требуется инвестировать в производство более 10 млрд. тенге. В данной же статье, также сужен круг получателей инвестиционных преференций через механизм заключения многосторонних соглашений о промышленной сборке. Или в статье 65 данного Закона содержится формулировка «получение других мер», которая отдает исключительное предпочтение на получение финансовых и других мер господдержки узкому кругу рынка автомобилестроения.

          Вышеуказанные примеры не единичный случай, не секрет, что на товарных рынках страны присутствуют и процветают субъекты олигополии. Они активно лоббируют свои коммерческие интересы, что в итоге негативно сказывается на развитии здоровой конкуренции.

           2. Усилить полномочия антимонопольного органа в части проведения мероприятий по разгосударствлению экономики, а именно прописать в Предпринимательском кодексе РК компетенцию вносить в адрес учредителей (участников) организаций с участием государства (независимо от процента участия, аффилированного присутствия или прямого или косвенного участия) требование об отчуждении доли государства в конкурентную среду, а также в адрес ответственных государственных органов вносить обязательное для исполнения требований по принятию незамедлительных мер по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, позволяющие проводить мероприятия по разгосударствлению экономики.

            В качестве примера в отрасли машиностроения работают ряд предприятий, в уставном капитале которых имеется участие государства. Такое положение ведет к тому, что государство всячески покровительствует данным субъектам, создавая барьеры, ограничивающие конкуренцию путем издания антиконкурентных норм.

             Главой государства в своем послании от 1 сентября 2020 года было четко озвучено: «Важную роль в развитии равноправной конкуренции играет разгосударствление экономики. В собственности у центральных госорганов, акиматов и холдингов все еще находится порядка семи тысяч несоциальных объектов. Но уже аксиомой звучит фраза, что государство – не самый лучший хозяйственник. Правительству нужно принять новый план приватизации. У государства должны остаться только социальные объекты, а также объекты, обеспечивающие безопасность и функционирование государства».

             Компании в отрасли машиностроения - не социальные объекты.

             Отдельного упоминания заслуживает появившиеся в 2020 году изменение в статью 286 ПК РК, прямо противоречащим вышеуказанной политике высшего руководства страны: в пункте 5 данной статьи исключили обязанность государства в течение пяти лет выходить из состава участников машиностроительной отрасли, кроме того, повышена доля участия государства с 26% до 50 % и увеличен срок участия государства в качестве участника с 5 до 20 лет.

              Все понимают, что доминирование государственного сектора в национальной экономике приводит к ограниченной конкуренции между субъектами экономической деятельности и снижает общую конкурентоспособность казахстанских предприятий.

               Учитывая тот факт, что администрирование вопросов разгосударствления экономики принадлежит антимонопольному органу – КазАвтоПром посчитало данное предложение по усилению его компетенции, уместным.

 

             3. Узаконить понятие «Карта барьеров для входа на рынок новых участников», сделать обязательным для госорганов незамедлительное выполнение требований по устранению фактов, указанных в карте барьеров.

           Сегодня, при антимонопольном органе осуществляют свою деятельность Совет по барьерам, где активно обсуждаются существующие антиконкурентные проявления, как со стороны государственных органов, так и олигопольных игроков. По результатам таких обсуждений в Карту барьеров включаются признанные членами Совета, барьеры. Однако данный инструмент, по нашему мнению, является слишком мягкой для действенного решения по устранению существующих барьеров и этот факт является важным моментом, что тормозит проявление активности бизнеса по обращению в Совет. В связи с чем, в целях действенного влияния данного инструмента на соответствующие проблемы, КазАвтоПром предлагает формализовать данную меру в законодательных актах.