Об объединении
Участники союза
Контакты
Обратная связь
Информация и аналитика
Пресс-релизы
Новости
Отчёты о деятельности
Союз предприятий
автомобильной отрасли Казахстана
Республика Казахстан, г. Астана
+7 (7172) 57-67-59
+7 (7172) 95-41-50

Послание Президента: сигналы автомобильной индустрии

Говоря о новых драйверах экономического роста, Президент особо отметил темпы развития машиностроительного сектора. В период первой пятилетки индустриализации машиностроители увеличили выпуск в 2,2 раза. Лучший результат в отечественной промышленности.

Чем обеспечен этот прорыв? Нетрудно понять, рассмотрев сектор «в разрезе». Хотя для многих ответ прозвучит неожиданно — крупнейшая отрасль современного казахстанского машиностроения это автопром.

Но важнее не объемы, а динамика. Благодаря президентским инициативам евразийской интеграции, за пять лет выпуск автомобилей в нашей стране вырос в 4,8 раза! Ни одна другая отрасль отечественной промышленности не демонстрировала таких темпов. Ни в обрабатывающем секторе, ни в сырьевом.

Верно и другое: автопроизводители оказались в числе предприятий, для которых макроэкономические удары 2015 года стали наиболее болезненными.

Как быстро отрасль сумеет восстановиться? Удастся ли достичь амбициозных целей, намеченных в рамках ГПИИР-2? Дальнейшее развитие автомобилестроения определит экономическая политика ближайших лет. И важнейшие ее контуры Президент обозначил 30 ноября.

Попробуем понять, какие из сигналов Послания будут иметь влияние на будущее предприятий отечественного автопрома.

Снижать давление

...надо обеспечить эффективное функционирование финансового сектора в условиях плавающего курса тенге. ...Важно добиться укрепления доверия к национальной валюте через расширение инструментов «дедолларизации».

Мало кто рассматривает автопроизводство в подобном ракурсе, но развитие автопрома — один из наиболее действенных способов снизить давление на курс национальной валюты.

Только импорт готовых автомобилей в минувшем году превысил отметку $4 млрд. Это вторая по величине статья товарного импорта казахстанской экономики. Лишь на закупку оборудования мы тратим больше валюты.

Общая импортная емкость автомобильной отрасли, по расчетам разработчиков ГПИИР-2, достигает $5 млрд.

Как удержать этот колоссальный денежный поток внутри страны?

Существует два рычага. Первый: менять пропорцию между импортом и локальной продукцией. В текущем году доля последней упала до антирекорда в 5%. Ситуация определенно требует «корректировки» со стороны государства. Тем более что результатом будет улучшение структуры платежного баланса, что называется, в «оперативном режиме» — в течение месяцев.

Второй рычаг — повышение локализации. Но сам по себе он не работает. Он включается только вслед за первым. Только на фоне низкого импортного давления. Создание производство автокомпонентов это производная от крупносерийного выпуска автомобилей — 60 тысяч автомобилей в год и выше. Но когда 95% рынка занято импортом, такой объем в казахстанских масштабах недостижим.

Поэтому «импортный барометр», как было сказано выше, требует регулировки. Каждая из развивающихся стран, создававших собственный автопром, начинала именно с этого пункта. Но именно он является незаменимым инструментом «дедолларизации».

В Таиланде программа развития автопрома стартовала прежда всего как попытка выровнять дефицит торгового баланса. Сегодня это крупнейший автопроизводитель Юго-Восточной Азии и девятый в мире. А таиландский бат стал одной из самых устойчивых азиатских валют.

Налоговая прозрачность

Главной задачей Правительства должно стать повышение прозрачности налоговой сферы. Только так каждый субъект экономики будет заинтересован в том, чтобы платить налоги в полном объеме.

2014-2015 годы преподали важный урок, стоивший стабильности многим отраслям казахстанской экономики, а государственной казне — падения доходов. Я говорю двух событиях — отмене НДС на товары, ввозимые физическими лицами из стран Евразийского союза, и девальвации российской валюты.

Казалось, нейтральная налоговая мера вкупе с валютными сюрпризами повлекла уход в налоговую тень двух третей казахстанского автомобильного рынка. Как результат, бюджет недополучил миллиарды тенге, а тысячи профессионалов потеряли свои рабочие места.

Стоит помнить, что автопроизводство в состоянии развиваться лишь в среде легального, цивилизованного автомобильного бизнеса. На создание его инфраструктуры требуются десятилетия.

Поэтому налоговая и тарифная политика государства должны быть сосредоточены на поддержке прозрачного бизнеса — только он может обеспечить рост производительности, высокую оплату труда и приток инвестиций.

Ставка на экспорт

В-третьих, сейчас следует активнее осваивать экспортные ниши на мировом и региональном рынках. Мы должны эффективно использовать экономический потенциал близлежащих стран. В первую очередь, это Китай, Россия, Иран, Монголия, Индия, Пакистан, страны Центральной Азии и Кавказа.

Самый впечатляющий рывок 2015 года казахстанский автопром сделал именно на экспортном треке.

В рамках «Дорожной карты бизнеса 2020» в Усть-Каменогорске сегодня идет строительство инфраструктуры крупнейшего в истории республики автопромышленного кластера. Более половины его будущей продукции предназначено для внешнего рынка.

В нынешнем году усть-каменогорцы доказали серьезность намерений, открыв сеть собственных автоцентров в десяти городах России. Пятнадцать автоцентров в Сибири и на Урале уже готовы продавать и обслуживать автомобили казахстанского производства — как только новые мощности на востоке республики начнут работу.

Одновременно инвестор приступил к освоению рынков пяти стран Центральной Азии, включая Монголию.

Один только этот проект позволит сделать автомобили главной статьей казахстанского экспорта в несырьевом секторе. Звучит невероятно. Но при выходе на проектную мощность 120 тысяч автомобилей в год эта цель будет достигнута.


Даулет Бакберген,
председатель совета директоров ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром»